Константин Стригунов (strigunov_ks) wrote,
Константин Стригунов
strigunov_ks

Categories:

Большой евразийское партнерство



Китай поддерживает инициативу России по созданию Большого евразийского партнёрства и прорабатывает меры для её реализации. Об этом заявил директор департамента Европы и Центральной Азии МИД Китая Гуй Цунъюй.

«Россия озвучила инициативу по созданию Большого евразийского партнёрства, которое могло бы объединить страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Китайская сторона считает эту инициативу позитивной и конструктивной идеей и приветствует её», — цитирует РИА Новости дипломата.

Он добавил, что Китай и Россия будут прилагать совместные усилия для изучения вопроса по продвижению данной инициативы. В частности, об этом говорилось и в совместном заявлении по итогам переговоров руководства двух стран 25 июня.


«Сейчас МИД и экономические ведомства Китая проводят тесные контакты для выработки конкретных мер с целью реализации договоренностей, достигнутых между главами наших стран по созданию Большого евразийского партнерства», — сообщил Цунъюй.

По его словам, создание всеобъемлющего евразийского партнёрства отвечает тенденциям глобализации и общему желанию стран евразийского континента, поскольку речь идёт об открытости и углублении сотрудничества во имя развития.

«Уверен, что Китай, страны АСЕАН и другие евразийские страны поддержат инициативу и будут способствовать её продвижению», — подчеркнул дипломат.

Президент России Владимир Путин ранее заявил, что считает необходимым создание Большого евразийского партнерства. По словам президента, участниками партнерства могут стать страны ЕАЭС, а также государства, с которыми у России сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран и страны СНГ, а также другие государства и объединения.


https://russian.rt.com/article/315184-mid-knr-pekin-podderzhal-iniciativu-rossii-po

По всей видимости, в Москве осознали угрозу от создания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнераства (англ. TTIP) и выдвинули идею создания альтернативного проекта, который бы включал в себя ряд стран из перечисленных организаций - ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Китай, как одна из главных стран в ШОС довольно резво откликнулся на создание единой структуры под названием Больше евразийское партнерство (БЕП). Судя по заявленному размаху - а во все 3 перечисленные организации входят 20 стран с весьма весомым суммарным вкладом в мировую экономику - он должен стать неким противовесом не только TTIP, но и его брату-близнецу в АТР - Транстихоокеанскому партнерству (англ. TTP), создание которого явно направлено против Китая.

Перечислим страны, входящие в три структуры, на базе которых планируется создать БЕП.

ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.

ШОС: Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Как видно ряд стран, в частности и Россия, входят сразу в 2 из 3 организаций. Кроме того, есть страны, такие как Иран, имеющие статус кандидата на вступление в некоторые из перечисленных организаций.

Идея БЕП, на мой взгляд, неплохая и довольно разумная в свете навала американоцентричной части Запада по созданию своих Партнерств. К слову, Путин ранее уже высказывался на счет БЕП и его функций. "Начать можно было бы с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности". По всей видимости, предполагается, что если проект окажется жизнеспособным, то интеграция может быть продолжена. Основной вопрос заключается в том, возможно ли с геополитической точки зрения такое объединение? Напомню, что между Китаем и Индией имеются определенные проблемы, про Индию и Пакистан и говорить не приходиться. В Южно-Китайском море у КНР есть серьезные противоречия с Вьетнамом и Филиппинами (особенно за острова Спратли в ЮКМ). Второй момент связан с тем, что в Транстихоокеанское партнерство входят страны, которые потенциально могут оказаться и в БИП:

TTP: Бруней, Чили, Новая Зеландия, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия,
Мексика, Канада, Япония.

Плюс к этому проекту в свое время проявляла интерес и Индия.

Все эти страны уже подписали Соглашение по TTP. Т.е. четыре из - Сингапур, Бруней, Вьетнам, Малайзия - вряд ли смогут входить в БЕП, даже если он таки будет создан. Плюс ко всему мы уже видели пример организации БРИКС, которая в большей степени лишь красивая аббревиатура, особенно после ползучего переворота в Бразилии, прошедшего явно не без влияния наших "партнеров". Если БРИКС превратится в РИКС, то существует риск обнуления этого проекта или же его существования в сугубо формальном виде.

В некотором роде, данный проект чем-то напоминает расширенную версию объединения России, Китая и Индия высказанную покойным академиком Е. М. Примаковым. Однако геополитическая разновекторность перечисленных стран в серьезной степени мешает подобной реализации. В экономическом отношении (но не в военно-политическом, в качестве некой альтернативы НАТО) такое объединение более вероятно. Например, Китаю БЕП в принципе выгоден, поскольку он не противоречит, а в определенной мере дополняет его проект по созданию Шелкового пути, против которого во многом и направлено создание TTIP и TTP. Наконец есть еще одно образование - TiSA (Соглашение о торговле услугами), на страны-участницы которой приходится 70% мирового рынка услуг, а я напомню, что рынок услуг во многих странах больше, чем рынок товаров (в ЕС сфера услуг дает 75% ВВП). К слову, участником TiSA является Пакистан, входящий в ШОС.

Вряд ли получится скрестить ужа с ежом и участвовать сразу в нескольких очевидно конкурирующих проектах - требования в них могут и, скорее всего, будут взаимоисключающими.

Наконец, встает вопрос о том, кто будет "рулить" в БЕП. Смогут ли экономики России, Индии и, скажем, Ирана сбалансировать экономическую мощь Китая? Очень бы не хотелось, чтобы доминирующую роль в таком проекте перетянул на себя наш сосед. Безусловно, группировка Си Цзиньпина, ратующая за совместные с Россией проекты, ухватится за такую идею, возможно постаравшись воспользоваться подобной поддержкой во внутрикитайских разборках с конкурирующими организациями по типу комсомольцев и шанхайской группой (где в качестве авторитета выступает неунывающий Цзян Цземин, который 17 августа отметит свое 90-летие).

Подытожим. Безусловно, интеграция в виде Большого евразийского союза - шаг в правильном направлении. Однако есть одно принципиальное условие, без которого сама идея на выходе может дать лишь пшик. Речь идет о системных изменениях в политической, управленческой, экономической и социальных моделях нашей страны, возвращению суверенитета страны в полном объеме под контроль народа России. В противном случае, наши проекты потерпят крах, либо в лучшем случае не будут выполнять ту роль, которую они должны выполнять по изначальной задумке. В общем, поживем - увидим.


Tags: tisa, ttip, ttp, АСЕАН, Большое евразийское партнерство, ЕАЭС, Китай, Россия, ШОС, геополитика, геоэкономика, глобализация, миропорядок, наднациональные структуры, суверенитет России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments